Авиакатастрофа над Атлантикой

Летом 1985 года, недалеко от берегов Ирландии, произошла крупнейшая авиакатастрофа над водой, в результате которой погибли 329 человек. По числу погибших эта катастрофа – третья в истории гражданской авиации.

Координационный штаб развернули в ирландском порту Корк. В течение нескольких дней на поверхность подняли около 50 процентов останков самолета и 131 жертву этой страшной катастрофы.

Наиболее вероятная причина катастрофы – взрыв бомбы на борту. В историю гражданской авиации была вписана еще одна черная страница: произошла самая крупная катастрофа над водой.

23 июня, «Боинг – 747», принадлежащий авиакомпании «Эйр Индиа» выполнял свой обычный рейс по маршруту Бомбей – Монреаль. Промежуточные посадки были запланированы в Франкфурте-на-Майне и Торонто.

Как выяснилось позже, ещё 8 июня во время взлёта из Торонто, на борту произошла внештатная ситуация: отказал один из двигателей. Лётчики приняли решение вернуть самолёт в Торонто. Двигатель был заменён на новый, и самолёт благополучно отправился в рейс. Большинство пассажиров были индийцы, решившие посетить свою родину. Рейс – 182 происходил в обычном режиме.

Когда «Боинг – 747» пересекал Атлантику на высоте 11 тысяч метров, наземные службы зафиксировали щелчок передатчика. В тот же миг самолёт исчез с экрана радара. Уже через 15 минут по тревоге были подняты спасательные службы. Ещё через 2 часа поступило сообщение о том, что в 70 км. от побережья Ирландии обнаружены обломки индийского «Боинга». Все пассажиры и члены экипажа рейса – 182 человека, погибли.

Гибель индийского «Боинга» над Атлантикой долго оставалась загадкой. Попытки собрать части рухнувшего лайнера продолжались. Задача усложнялась тем, что обломки лежали на большой глубине, разбросанные в радиусе 5 миль.

Дело продвинулось вперед, когда в район гибели индийского самолета вышло британское спасательное судно «Гардлайн локейтор», оснащенное самым современным гидролокационным оборудованием. Вскоре к нему присоединился французский укладчик подводных кабелей «Леон Тевени» с дистанционно управляемой мини-субмариной «Скраб» на борту.

Уже 5 июля агентство «Рейтер» сообщило, что с помощью «Скраба» удалось обнаружить остатки самолета. Телевизионная камера зафиксировала десять крупных фрагментов самолета — среди них человеческие тела, – разбросанные на площади 4 кв. мили. После того как обнаружили хвостовую часть, с помощью подводного робота 9 и 10 июля удалось достать оба бортовых самописца.

По характеру разброса обломков, определили, что причиной гибели самолёта стал взрыв на борту. Только после того, как с глубины 3 тысяч м. были подняты останки лайнера и бортовые самописцы, стало понятно, что разрушение самолёта произошло в воздухе, в результате сильного взрыва. В 1986 году было официально объявлено, что на борту «Боинга – 747» взорвалась бомба.

Индийская сторона начала свое расследование сразу после катастрофы. В 1986 году было официально заявлено, что на борту самолета компании «Эйр Индиа» взорвалась бомба, в результате чего лайнер был разрушен.

Под подозрением оказались сикхские экстремисты. Как оказалось, незадолго до катастрофы, сепаратисты выступали с угрозами и обещаниями взорвать ряд самолётов «Эйр Индиа». Несмотря на предпринятые спецслужбами, меры безопасности, террористам удалось осуществить свои коварные планы.

Не одна, а сразу три экстремистские группы в США и Канаде взяли на себя ответственность за гибель индийского лайнера. В индийском посольстве в Канаде незадолго до инцидентов раздались телефонные звонки от имени сикхских сепаратистов: грозили взорвать ряд самолетов «Эйр Индиа». Посольств Индии поставило об этом в известность канадские власти и просило обеспечить усиленную охрану самолетов «Эйр Индиа» в аэропортах Торонто, Ванкувера и Монреаля.

Индийская авиакомпания, учитывая угрозу захвата самолетов сикхскими экстремистами, создала свою службу безопасности, которая взаимодействовала с Королевской канадской конной полицией (КККП). Досмотр пассажиров проводился очень тщательно. Меры приняли, но, как оказалось, недостаточные.

Службы безопасности США подозревали, что к взрыву на самолете «Эйр Индиа» имеют отношение два террориста, готовившие покушение на Р. Ганди во время его визита в США и до сих пор не найденные ФБР. Лал Сингх и Амманд Сингх подозревались также в причастности к взрыву в багажном контейнере, выгруженном из прибывшего в токийский аэропорт Нарита «Боинга-747». Ответ на вопрос, кто это сделал, следовало искать в Монреале, Торонто или Ванкувере, где начинался рейс 003.