Авиакатастрофа над Персидским заливом (1988 год)

3 июля 1988 года в 10:17 из аэропорта Бендер-Аббас вылетел лайнер А300 Iran Air по коммерческому пассажирскому рейсу. Самолёт под управлением Мохсена Резаяна летел в аэропорт Дубаи.

Катастрофа случилась в районе Персидского залива, около Ормузского пролива. В это время там же находился американский ракетный крейсер «Vincennes», капитан которого принял авиалайнер за истребитель F-14. Крейсер защищал кувейтские танкеры от воевавших между собой Ирака и Ирана, поэтому, расценив авиалайнер как источник угрозы, выпустил две ракеты класса «земля – воздух». Правительство Ирана придерживается мнения, что это был запланированный незаконный акт.

Авиалайнер А300 Iran Air (национальный регистрационный код EP-IBU) покинул аэропорт Бендер-Аббас в 10:17 по иранскому времени (UTC+0330), на 27 минут позже времени, назначенного по расписанию. Самолёт, находившийся под управлением капитана Мохсена Резаяна, должен был совершить короткий 28-минутный полёт в международный аэропорт Дубаи. Полёт проходил в рамках международного воздушного коридора 35-километровой ширины Amber 59, проложенного напрямую между аэропортами Бендер-Аббас и Дубай, по очень простой полётной схеме — сначала набор высоты до 4300 м, потом следование по прямой в Дубай, после чего снижение и посадка.

В это же время в Ормузском проливе находился оборудованный информационно-управляющей системой AEGIS ракетный крейсер ВМС США USS Vincennes. Командовал крейсером капитан Уильям Роджерс III.

Крейсер действовал в целях защиты кувейтских танкеров от нападений со стороны Ирана и Ирака, ведших между собой войну. Он был направлен в Ормузский пролив после того, как 14 апреля на иранской морской мине подорвался фрегат ВМС США USS Samuel B. Roberts (FFG-58). Из-за того, что Иран закупил в Китае противокорабельные ракеты HY-1 Silkworm (лицензионная копия советской ракеты П-15М), американские военно-морские силы, действовавшие в этом районе в рамках операции «Искренняя воля» (Earnest Will) для защиты танкеров, нуждались в корабле, оборудованном системой AEGIS. Утром 3 июля крейсер вошёл в территориальные воды Ирана, преследуя иранские вооружённые катера, обстрелявшие вертолёт, запущенный с крейсера, который в ходе своего полёта вторгся в воздушное пространство Ирана.

По заявлению американского правительства главной причиной стало отклонение иранского авиалайнера на 5км от центральной области воздушного коридора. Подобное отклонение нехарактерно коммерческим лайнерам и было расценено как начало вражеской атаки. Обстрел воздушных объектов, которые несут потенциальную опасность, был разрешён на американском военфлоте, когда за год до описываемой катастрофы иракский самолёт обстрелял американский фрегат.

Иранское правительство считает атаку гражданского самолёта преднамеренным незаконным актом. По мнению официальных представителей Ирана, даже в случае ошибки опознавания, которую Иран ставит под сомнение, обстрел гражданского самолёта в нейтральных водах является следствием преступной халатности, а не несчастным случаем, и должен рассматриваться как международное преступление.

Фактически, Иран считает, что США и Иран находились в тот момент в состоянии необъявленной войны, причём США выступали на стороне Ирака, оказывая ему военную и политическую поддержку. Иран рассматривает атаку на гражданский авиалайнер, как преднамеренный акт агрессии, направленный на то, чтобы оказать на иранское правительство давление с целью заключения перемирия в ирано-иракской войне.

В результате авиакатастрофы погибло 290 путешественников, среди которых было 66 детей и 15 членов экипажа. Экипаж крейсера «Vincennes» не понёс никаких взысканий.

Официальные источники, а также независимые эксперты приводят достаточно широкий набор факторов, которые могли повлиять на принятие решения, которое привело к столь трагическому результату:

* Команда корабля имела недостаточный уровень взаимодействия с гражданскими авиадиспетчерами, что было вызвано как натянутыми отношениями между американской и иранской сторонами, так и недостаточным уровнем тренировки персонала. Кроме того, Командный Центр крейсера был затемнён, в связи с боем между крейсером и иранскими вооружёнными катерами, который произошёл ранее утром. Это могло помешать офицеру, ответственному за опознание цели, найти информацию о рейсе по соответствующему справочнику.
* Незадолго до инцидента в районе находился иранский противолодочный и разведывательный самолёт P-3 «Орион», к которому пилоты рейса 655 ошибочно относили запросы, получаемые ими по радио.
* Рейс 655 отклонился приблизительно на 5 км от центра воздушного коридора незадолго до того, как он был сбит. Утверждается, что такое отклонение нетипично для коммерческих лайнеров, и что отклонение было в сторону крейсера, поэтому могло быть расценено как выход в атаку.
* Инцидент произошёл примерно через год после того, как в Персидском заливе иракским самолётом «Мираж» F-1 был обстрелян и повреждён американский фрегат USS Stark. В результате попадания противокорабельной ракеты «Экзосет» на корабле погибли 37 членов экипажа, а корабль получил серьёзные повреждения. После этого инцидента на американском военном флоте, действовавшем в Персидском заливе, были введены новые правила безопасности, разрешающие обстрел потенциально опасных воздушных целей.
* После боя с иранскими катерами психологическое состояние команды Vincennes было весьма напряжённым, корабль вошёл в иранские территориальные воды, и полёт рейса 655 мог быть расценён как реакция иранских ВВС, направленная на атаку корабля.
* Эксперты по вооружению и программному обеспечению отмечали недостаточно высокий уровень тренировки офицеров, а также отсутствие опыта принятия решений, базировавшихся на информации столь сложной компьютерной системы как AEGIS. Кроме того, отмечалось, что пользовательский интерфейс AEGIS был неудобен и имел существенные недоработки.

26 февраля 1996 года США согласились выплатить Ирану компенсацию в размере 61.8 млн долларов США за 248 погибших, из расчета 300000 долларов за каждую трудоспособную жертву и 150000 за каждого иждивенца. Компенсировать стоимость самолёта (около 30 млн долларов) США отказались.

Данная компенсация однозначно рассматривается США как односторонний добровольный акт, поскольку ответственность за случившиеся правительство США на себя не взяло. Вице-президент Джордж Буш-старший, в частности, заявил: «Я никогда не буду извиняться за Америку. Не важно какие были факты» («I will never apologize for the United States of America, I don’t care what the facts are»).

Выплата компенсации прекратила дело, возбуждённое в 1989 году Ираном против США в Международном суде.