Авиакатастрофа под Токио (1985 год)

12 августа 1985 г. «Боинг-747SR» компании «Japan Airlines», совершавший рейс JAL 123, потерял управление и врезался в гору Такамагахара в префектуре Гумма (Япония, в 100 км от Токио. Эта трагедия увела из жизни 520 человек, 15 из которых – члены экипажа. Крушение стало одним из крупнейших за всю историю авиации.

Это вторая по количеству жертв после трагедии на острове Тенерифе катастрофа за всю историю авиации (не считая террористический акт 11 сентября 2001) и крупнейшая катастрофа одного самолёта. 15 членов экипажа и 505 пассажиров погибли. Выжило только 4 человека (все оказались женщинами): 24-летняя Юми Отиаи, сотрудница компании «Japan Airlines», 34-летняя Хироко Ёсидзаки со своей 8-летней дочерью Микико, и 12-летняя Кэйко Каваками. Последняя была найдена сидящей на дереве.

В 18:12 по местному времени Боинг-747 вылетел из токийского аэропорта в Осаку. Спустя 12 минут на высоте 7200 м (24000 футов) у самолёта разрушился гермошпангоут. Из пассажирского салона воздух под давлением направился в полости руля высоты и киля. Через 15 минут после вылета самолет потерял не менее двух третей хвостового оперения. Отказала гидросистема. Экипаж самолета проявлял настоящее мастерство, изменяя тягу двигателей, но судьба рейса была уже решена. В 18:56 связь с лайнером была потеряна.
Воздушное судно стало трудноуправляемым и начало терять высоту. На высоте 4100 метров командир экипажа доложил, что самолёт неуправляем. Экипаж Боинга до последнего момента пытался контролировать полёт, изменяя тягу двигателей. В 18:56 рейс JAL 123 исчез с экранов радара на высоте 2100 метров.

Конкуренция между многочисленными японскими службами спасения послужила причиной неразберихи и задержек, в то время как жертвы крушения ждали помощи. Военно-воздушные силы США предложили свою помощь в поиске. Американский вертолёт первым обнаружил место падения спустя 20 минут после катастрофы и передал координаты японским спасателям. Затем к месту аварии прибыл японский вертолёт. Не обнаружив следов выживших и не имея возможности приземлиться из-за склона в 45 градусов, а также из-за бушевавшего практически на всей площади пожара, капитан вертолёта Амори возвращается на базу. Тем временем туда по дороге едет команда спасателей, но они не ожидают застать кого-то в живых. Через 14 часов после катастрофы на место прибывает команда спасения японских сил самообороны. Они обнаружили четырёх выживших пассажиров. Все они страдали от переохлаждения. Пассажиры были немедленно отправлены в госпиталь Токио. Были также найдены бортовые самописцы, которые были незамедлительно отправлены на расшифровку. Было найдено большое количество записок пассажиров, в которых они прощались с семьями и родственниками.

Японская комиссия по расследованию катастрофы установила:
Компьютерная симуляция повреждения хвостовой части самолёта

* В ходе расследования было выяснено, что самолет в 1978 году при аварийной посадке повредил задний гермошпангоут. Ремонтные работы были проведены не в соответствии с уровнем безопасности дальнейшего использования. В результате постоянных нагрузок в месте ремонтных накладок металл постепенно разрушался и не выдержал..
* Инженеры фирмы «Боинг» провели ремонт самолёта с нарушением инструкций, в результате, переборка оказалась подвержена развитию усталостных дефектов. В последующих полётах она испытывала циклические нагрузки, приводившие к появлению трещин в металле.
* При наборе высоты в роковом полёте, ослабленная переборка не выдержала давления и разрушилась. При этом она перебила трубопроводы гидравлических систем. Вырвавшийся из салона воздух поступил в полость киля, не рассчитанную на такую нагрузку. Это привело к отрыву большей части киля и повреждению горизонтального оперения. Самолёт стал практически неуправляем.

Авиакомпания «Japan Airlines» приняла на себя часть ответственности за катастрофу, так как должным образом не проверила отремонтированный самолёт. Президент авиакомпании подал в отставку, один из инженеров авиакомпании покончил жизнь самоубийством.

Гелиевые шарики на Оболони